Кто придумал экзамены?
Экзамены, испытания, тесты кто обрек на них бедных студентов? Неужели нельзя избежать этих стрессов в виде каверзных вопросов и изощренных заданий? Обходились же когда-то без них! Оказывается, нет. История не оставляет никакой надежды: экзамены были, есть и будут, а вот в какой форме и в каком количестве их придется сдавать нашим потомкам, попробуйте представить сами, познакомившись с интересными историческими фактами. Не исключено, что вы найдете не один повод радоваться своей легкой студенческой участи и не раз посочувствуете студентам ушедших веков.
В Древнем Египте искусству жрецов обучали только тех, кто выдерживал систему определенных испытаний. Вначале кандидат проходил процедуру, которую можно было бы сейчас назвать собеседованием. При этом выясняли биографические данные, уровень образованности, оценивали внешность, умение вести беседу. Затем проверяли умения трудиться, слушать, молчать, проводили испытания огнем, водой и угрозой смерти для тех, кто не был уверен в своих способностях к учению, кто сомневался в возможности выдержать все тяготы длительного периода образования.
Поэтому каждому кандидату предлагалось еще раз подумать и, тщательно взвесив, решить, с какой стороны закрыть за собой дверь в храм: с внутренней или внешней. Говорят, что эту суровую систему успешно преодолел в молодые годы знаменитый ученый древности Пифагор. Вернувшись после учебы в Грецию, он основал свою школу, допуск в которую открывал после серии различных испытаний, похожих на те, которые выдержал он сам.
Выпускные экзамены
В середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводились испытания выпускников в школах, где готовились писцы. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессиональный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации: он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его умения разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех четырех арифметических действий.
Профессиональные экзамены
В III тысячелетии до н.э. в Китае существовала должность правительственного чиновника. Соответственно появились и первые элементы профессионального отбора на эту должность. Эти государственные экзамены воспринимались почти как празднество: тему экзамена нередко давал сам император; он же проводил непосредственную проверку знаний на заключительном этапе многоступенчатого конкурсного отбора претендентов. В государстве Цзинь результаты экзаменов применялись для распределения выпускников медицинского училища. Лучшие поступали на государственную службу в качестве практикующих врачей, преподавателей или исследователей. Худшие выпускники получали разрешение заниматься частной практикой. Не выдержавшим экзамен рекомендовалось либо продолжить подготовку, либо менять профессию.
Экзамен как предмет национальной гордости
Нередко результаты испытания интеллектуальных способностей становились предметом гордости народа, а иногда служили даже для извлечения доходов. Например, индийский царь Девсарам, желая испытать мудрость иранцев, прислал им шахматы. Предполагалось, что иранцы вряд ли сумеют разгадать суть этой игры, и потому они должны были по условию отослать в Индию подать. Однако визирь Важургмихр понял правила игры и, в свою очередь, изобрел игру, называемую сейчас нарды. Эту игру он послал в Индию, и там выяснилось, что разгадать правила игры в нарды индийцы не смогли.
Испытания в условиях стресса
Учителя религиозного учения чань-буддизма использовали загадки, вопросы-парадоксы с одновременным созданием ситуации психологического стресса. Отвечать на них необходимо было сразу, на раздумывание не отводилось ни секунды. В чаньских поединках-диалогах сама парадоксальность постановки вопросов (например, «была ли борода у бородатого варвара») создавала драматическое напряжение, которое усиливалось поведением наставника. Хватая своего оппонента и крича на него: «Говори! Говори! Отвечай немедленно!», он создавал ситуацию психологического напряжения.
Письменные экзамены
Широкое использование письменных контрольных работ в странах Востока уже в те годы считалось вполне нормальным и естественным делом, чего нельзя сказать о странах Запада. Например, в Англии письменные контрольные работы начали использоваться на приемных и выпускных экзаменах после двухсотлетней борьбы. Да и реакция студентов на такое нововведение была неоднозначной. В 1762 г. в Америке состоялось открытое выступление студентов Йельского университета против использования письменной формы экзаменов, из-за которых, как говорили студенты, им приходилось много «зубрить». В России еще в 1872-1875 гг. шли дискуссии о полезности и вредности оценок. И все-таки тесты ворвались в нашу жизнь, правда ненадолго: в 1936 г. постановлением Совета Народных Комиссаров СССР тесты посчитали буржуазными и вредными и запретили. Потом все повторилось, и теперь тестирование стало обязательным элементом систем образования. Вот и получается, что испытания это важная и неотъемлемая часть общественной жизни многих, если не всех, народов мира, со времен древнейших цивилизаций и до наших дней. Удачи на экзаменах!
От дознания до искушения
• Наиболее развитые в тестовом отношении, страны Нидерланды, США, Англия, Япония, Дания, Франция, Израиль, Финляндия, Канада, Австралия, Новая Зеландия. Примечательно, что в этот список попали страны с достаточно высоким уровнем жизни населения: применение тестов благотворно влияет на качество образования, качество образования связано с качеством управления, а качественное управление создает предпосылки для повышения качества жизни населения.
• Экзамен испытание, искус, опыт, попытка, пытка, искушение, выверка, поверка, проверка, смотр, досмотр, просмотр, рассмотрение, суд, спрос, допрос, опрос, обыск, изыскание, розыск, разыскание, следствие, исследование, расследование, дознание, разбор, разбирательство, разложение, анализ, отведывание, разведка; проба, экзамен, эксперимент. (Словарь синонимов)
• В ЕШКО система добровольного итогового тестирования была введена в 2001 году.