Почему трудно изучать английские времена
Выделяются несколько сложных моментов, с которыми чаще всего сталкиваются во время изучения времен глаголов:
- В английском и русском языках не совпадают понятия, связанные со временем. Англоговорящие придают действию различные характеристики: завершённость, протяжённость, регулярность и пр. В русском эти оттенки не играют важной роли.
- Трудно запомнить целых 12 видовременных форм глагола в английском языке.
- Мало практики, чтобы отработать теорию. Нужно довести до автоматизма употребление временных конструкций. Упражнений и тренажёров для этого недостаточно, конструкции следует использовать и в устной речи. Но не у каждого получается найти партнёра для разговора.
Для англоязычного человека крайне важны временные отношения в предложении. Употребив их неверно, Вы можете запутать собеседника и, в итоге, остаться непонятым.
Какие времена глагола есть в английском языке
Выделяют три группы:
- Present tenses (настоящие времена);
- Future tenses (будущие);
- Past tenses (прошедшие).
Однако есть ещё четыре вида (аспекта языка), которые обозначают определённые качества действия и создают контекст:
- простые времена (Simple tenses);
- длительные (Continuous), то есть протекающее продолжительное время или происходящее прямо сейчас;
- совершенные (Perfect) — выражает действие, которое к моменту разговора уже закончилось;
- совершенные длительные (Perfect Continuous) — показывает, что длительное действие закончилось или закончится к определённому моменту.
Итак, если подсчитать, сколько всего времён в английском языке, получается 12 видовременных конструкций. Как не запутаться в них? Мы подготовили таблицу с примерами, как используются времена на английском языке.
English tenses |
Simple |
Continuous |
Perfect |
Perfect Continuous |
Present |
Действие выполняется регулярно: I wash the dishes every day |
Действие происходит сейчас: I am washing the dishes now |
Действие уже закончилось: I have washed the dishes |
Действие началось и продолжается: I have been washing the dishes since 7 o’clock |
Past |
Действие совершалось / закончилось: I washed the dishes yesterday |
Действие совершалось в точный момент времени / во время другого действия: I was washing the dishes yesterday when Anna called me |
Действие закончилось раньше другого действия: I had washed the dishes bу the time Anna came |
Начатое действие продолжалось до определенного времени / другого действия: I had been washing the dishes for an hour by the time Anna came |
Future |
Действие произойдет: I will wash the dishes tomorrow |
Действие будет происходить в точное время / одновременно с другим действием: I will be washing the dishes tomorrow when Anna calls me |
Действие закончится раньше другого действия: I will have washed the dishes by the time Anna comes |
Действие началось и будет продолжаться до определённого времени или другого действия: I will have been washing the dishes for an hour by the time Anna comе |
Как образуются времена в английском языке
Каждое из 12 времен английского языка имеет несколько функций и оттенков смысла. В этой статье мы разберём только основные, наиболее важные для понимания различия.
По правилам грамматики в любую временную конструкцию входят вспомогательный глагол и основной глагол с изменяемым окончанием. Условно обозначим их следующим образом:
- V — глагол в неопределенной форме без частицы to;
- V2 и V3 — 2-я и 3-я формы, они нужны, чтобы образовать прошедшие времена в английском;
- S — подлежащее.
Следует помнить, что в разных временах используются формы вспомогательных глаголов: be, do, have. 2-я и 3-я формы неправильных глаголов образуются не по правилам и входят в список исключений, который нужно запомнить.
Simple Tenses
Времена группы Simple обозначают действие в общем, не делая акцент на его характеристиках. Такие формы пригодятся для рассказа о себе, увлечениях в свободное время. Не забываем, что в настоящем времени к глаголам в 3-м лице единственном числе нужно добавить окончание -s. Вы не раз задумывались: «now» — какое время? А «every day» — какое? Ответ найдете в таблице.
English tenses |
Present |
Past |
Future |
Simple |
Образуется: + V (+s) – don’t / doesn’t + V ? do/ does + S + V + I dance + He sings – I do not dance – He does not sing ? Does he sing? |
Образуется: + V2 / V + ed – didn’t + V ? did + S + V + I danced + He sang – I did not dance – He did not sing ? Did he sing? |
Образуется: will + V + I will dance – I will not dance ? Will he sing? |
Маркеры |
never seldom rarely sometimes often regularly usually always every day |
yesterday last week the day before yesterday in 2008 15 years ago |
in 2030 next summer in ten weeks/months/years tomorrow |
Continuous
В этой группе все времена показывают продолжительность действия, его протекание в определенный момент, что для русскоговорящих людей непривычно. Отличить длительные формы в тексте несложно: все смысловые глаголы приобретают окончание -ing.
English tenses |
Present tense |
Past tense |
Future |
Continuous |
Образуется: am/is/are + V + ing + I am dancing – I am not dancing ? Is he singing? |
Образуется: was/were + V + ing + I was dancing – I was not dancing ? Was he singing? |
Образуется: will be + Ving + I will be dancing – I will not be dancing ? Will he be singing? |
Маркеры |
now at the moment |
when from 8 till 10 at 11 o’clock all the time the whole day all day long |
while as until at that moment at 5 o’clock in an hour this time tomorrow |
Perfect
В эту группу входят все времена, указывающие на завершенное действие и его результат. В отличие от времен группы Simple, здесь есть связь с конкретным моментом в настоящем, будущем или прошлом.Теперь поняли, «since» — какое время в английском языке?
English tenses |
Present |
Past |
Future |
Perfect |
Образуется: have/has + V3 / V + ed + I have danced + He has sung – I have not danced – He has not sung ? Has he sung? |
Образуется: had + V3 / V + ed + I had danced – I had not danced – He had not sung ? Had he sung? |
Образуется: will have + V3 / V + ed + I will have danced – He will not have sung ? Will he have sung? |
Маркеры |
already just yet never ever |
before by |
by |
Perfect Continuous
Времена из этой группы в речи используются редко, поэтому изучать их начинают только после того, как будут освоены все базовые конструкции. Здесь действуют сразу два языковых аспекта: завершенность действия к конкретному моменту (Perfect) и длительность действия во времени (Continuous).
English tenses |
Present |
Past |
Future |
Perfect Continuous |
Образуется: have/has been + Ving + I have been dancing + He has been singing – I have not been dancing – He has not been singing ? Has he been singing? |
Образуется: had been + Ving + I had been dancing – I had not been dancing ? Had he been singing? |
Образуется: will have been + Ving + I will have been dancing – I will not have been dancing ? Will he have been singing? |
Маркеры |
all my life lately for a week since morning |
for since |
На последнем месте по частотности употребления: в разговорной речи практически не встречается |
Глаголы состояния и глаголы действия
Используя времена группы Continuous, важно знать, что не все глаголы имеют оттенок длительности. Важно отличать глаголы действия (action verbs) от глаголов состояния (stative verbs). Первым можно добавить окончание продолженных времен, например «петь» — to sing — singing.
Напротив, глаголы состояния в длительных временах не используются, поэтому будет ошибочным добавлять к ним окончание -ing. Эта группа объединяет глаголы, описывающие:
- восприятие органами чувств — to hear;
- эмоции — to hate;
- волеизъявление — to want;
- мыслительный процесс — to understand;
- мнение, точку зрения — to think;
- отношение предмета к кому-либо — to belong.
Некоторые из перечисленных глаголов используются в нескольких значениях. Например, to think является глаголом состояния, если означает «считать, иметь мнение». Если он переводится как «думать», то это уже глагол действия.
Глагольные конструкции для выражения времени в английском языке
Временные рамки действий в английском языке можно выразить не только с помощью времен глагола. Существует еще несколько конструкций с этой функцией. Они вносят дополнительные смысловые оттенки и чаще используются в повседневной речи, чем сложные временные формы.
- Used to + глагол / would + V
Обе конструкции помогут рассказать о каких-то делах, которыми мы занимались регулярно в прошлом, а сейчас — нет.
Used to можно использовать с глаголами действия и состояния, легко трансформировать в вопрос и отрицание:
I used to study Spanish — «Раньше я изучал испанский язык» (имеется в виду, что к нынешнему моменту я забросил это занятие)
Would — только с глаголами действия:
I would drink cola every day — «Раньше я пил колу каждый день»
- To be going to + V
Эту конструкцию на русский обычно переводим как «собираться что-либо сделать». Её может можно поставить в настоящее и прошедшее время, поменяется только форма глагола to be:
I’m going to visit you in the summer — «Ясобираюсьнавеститьваслетом»
Как правило, эту конструкцию используют для рассказа о намерениях или планах.
- To be about to + V
Указывает, что действие вот-вот начнётся:
Competition is about to start — «Соревнованияскороначнутся»
Как правильно учить времена английского языка
Выучить времена и начать практиковаться нетрудно. Здесь важно не торопиться. Разберем действия пошагово:
- Вдумчиво рассмотрите таблицу времен, постарайтесь найти общую логику.
- Поочередно разбирайте формулы, по которым образуются времена, и стандартные ситуации, в которых они употребляются.
- Изучайте каждый аспект сразу в трех временах. Например, возьмите Simple и основательно разберитесь в его употреблении в настоящем, будущем и прошедшем.
- Переходя к следующим аспектам, уделите особое внимание сходствам и различиям.
- Вырабатывайте навык с помощью различных упражнений и тренажеров.
- Включайте изученное в устную и письменную речь: разговаривайте с партнёром, читайте книги, слушайте, просматривайте видео на английском, обращая внимание на грамматику.
Практика поможет постепенно развить языковое чутье. Тогда Вас больше не испугает вопрос, сколько в английском языке времен. Вы будете использовать их все без ошибок, не задумываясь о выборе и не делая никаких усилий, чтобы припомнить правила.